Осуществление платежей в Интернете с использованием банковской карты — это популярная и достаточно безопасная процедура. При выполнении такого рода трансакций не исключены ошибки, но добросовестные продавцы исправляют их, предлагая заменить некачественный товар или услугу качественным, а если это невозможно — возвращая потраченные деньги в рамках процедуры refund.
А как быть, если вы столкнулись с мошенниками? Казахстан — одна из тех стран, где ежегодные убытки в связи с разного-рода интернет-мошенничествами достигают 7 млрд тенге, при этом в стране действуют как отдельные преступники, так и организованные преступные группы. Даже те, кто внимательно следит за тем, кому и куда отправляет средства, остаются в группе риска. Решить проблему поможет процедура чарджбэка!
Что такое процедура чарджбэка и зачем он нужен?
Чарджбэк — это процесс, инициированный клиентом, который обнаружил несанкционированную транзакцию на своей карте или не получил товар или услугу, за которые были произведены платежи, по завершении которого продавец товаров или услуг при посредничестве платежной системы возвращает средства покупателю.
Выполнение чарджбэка также может быть инициировано банком или платежной системой в случае нарушения правил и политик платежной системы продавцом, а также если при выполнении транзакции возникло подозрение попыток совершения мошеннических действий.
Когда существует возможность возврата средств?
Воспользоваться возвратом средств в Казахстане покупатели могут в нескольких ситуациях:
- Средства были списаны с карты, но услуги или товар продавец не предоставил;
- На карте была совершена транзакция, которую вы не авторизовали или не совершали;
- Мошенники попытались украсть средства с карты;
- Совершенная транзакция была неудачной и сумма не была переведена на счет продавца;
- Товар или услуга были оплачены, но продавец больше не является активным или закрыл свой бизнес.
Когда выполнить возврат средств не получится?
Есть три основных причины, по которой банк или международная платежная система могут отказать клиенту в выполнении принудительного возврата средств:
- От момента перечисления средств на счет продавца прошло более, чем 540 дней;
- Карта, с которой был выполнен перевод, не была выпущена одной из наиболее крупных международных платежных систем (Visa, MasterCard или Мир);
- Оплата производилась электронными деньгами или криптовалютой;
- Перевод осуществлялся на счет физического, а не юридического лица.
В каких сферах чаще всего запрашиваются чарджбэки?
Чарджбэки используются в различных сферах, где применяется система платежей с использованием банковских карт. Наиболее частыми случаями данной услуги считаются:
- Онлайн-покупки, если клиент не получил товар или услугу, которую он заказал и оплатил через интернет, или если полученный товар оказался не соответствующим описанию или некачественным.
- Брокерские услуги, когда брокер нарушает соглашение о торговле, предоставляет неверные сведения о продуктах или не выполняет других обязательств перед клиентом. Также чарджбэк может быть применен, если клиент подвергся мошенничеству со стороны брокера.
- Бронирование и оплата туристических услуг, например, авиабилетов, отелей и туров, когда клиент не получает заказанные услуги или они оказываются некачественными.
- Противоправные действия казино онлайн или букмекерских контор, например — отказ выплаты выигрыша, кража средств с игрового счета и т.п. Стоит отметить, что не все банки разрешают использование чарджбэка для возврата денег, потраченных на азартные игры.
- Банковские услуги, если клиент не соглашался на определенные условия кредитования или дебетования с его счета, но средства все равно были списаны.
- Сотрудничество с крипто-мошенниками, которые продают несуществующие криптовалюты, осуществляют фишинг данных или не выполняют своих обязательств перед клиентами.
- Абонентские услуги, когда клиент подписался на определенный сервис (например, мобильную связь или интернет-провайдер), но сумма списания оказалась больше, чем была указана при подписке.
Как выполняется чарджбэк?
Процесс возврата средств осуществляется в несколько этапов:
- Подача жалобы. Клиент отправляет заявление в банк, с карты которого был произведен платеж, сообщая о некорректной или мошеннической транзакции. Обычно банк предоставляет клиенту форму, которую нужно заполнить, чтобы начать процедуру возврата средств.
- Банк верифицирует жалобу и запрашивает у продавца информацию о транзакции. Продавец должен предоставить доказательства того, что транзакция была корректной и разрешенной клиентом или признать, что не предоставил услуг или товаров надлежащего качества.
- Сотрудник банка на основе полученной информации принимает решение о том, будет ли возвращены средства клиенту.
- Клиент, не согласный с решением банка, может его обжаловать, подавая апелляцию в платежную систему, которая обслуживает банковскую карту.
- Платежная система рассматривает жалобу, после чего может поддержать решение банка или разрешить возврат средств клиенту.
Особенности реализации процедуры чарджбек в Казахстане
Согласно казахстанскому праву чарджбэк регулируется законодательством и правилами платежных систем, таких как Visa и MasterCard. Чтобы воспользоваться данной услугой, следует помнить о некоторых ограничениях и нюансах, в том числе:
- Подачи заявления о возврате в течение 120 дней с момента совершения транзакции. Если же речь идет о мошеннических действиях, то срок подачи заявления может быть увеличен до 540 дней.
- Необходимость предоставления доказательств осуществления несанкционированной транзакции или нарушения условий сделки. Это могут быть разнообразные документы: договор на оказание услуг, квитанция об оплате, корреспонденция с продавцом и т.д.
- Рассмотрение заявления банком осуществляется на протяжении 30 дней.
- Банк или платежная система могут взимать комиссию за предоставление услуги по рассмотрению заявления на выполнение чарджбэка. Если решение по возврату положительное, ее оплачивает продавец, при отказе возврата погашение издержек ложится на плечи заявителя.
Таким образом, процедура чарджбэк в Казахстане призвана защитить права потребителей и сделать возможным возврат денег в случае несанкционированной транзакции или нарушения условий сделки. Если вы уже пользовались подобной услугой — поделитесь своим положительным или отрицательным опытом в комментариях.